Под словом мерчендайзинг (мерчандайзинг) от английского слова merchandising понимают часть маркетинговых инициатив, некий комплекс непрерывных мероприятий, направленных на продвижение продукции в торговой точке без участия продавца, стимулирование желания покупателя выбрать и побуждение купить продвигаемый товар.
- 1. Присутствие ассортимента
- 2. Полочное пространство
- 3. Торговый запас
- 4. Правило FIFO – первый пришел, первый ушел
Мерчендайзинг - принцип №1: Запас
- 1. Направление людского потока
- 2. Корпоративный блок
- 3. Дублирование фейсов
- 4. Дополнительное место продаж
- 5. Золотая полка, расположение на уровне глаз
- 6. Золотой треугольник (Вход – главная витрина – касса)
Мерчандайзинг - принцип №2: Расположение
Направление потока – по ходу движения покупателей слева направо против часовой стрелки.
Правило корпоративного блока – продукция группируетмся в единый корпоративный блок внутри каждой ассортиментной группы. Запрещено разбивать корпоративный блок конкурентной продукцией.
Правило группировки – Бренд-блок и в нем группировка по марке, весу, вкусу, цвету и т.д.
Правило золотой полки – ваш корпоративный блок размещен на полках уровня глаз и рук.
Мертвая зона – первые 20 см от начала полки, там не размещайте.
Плохие полки – нижние полки, на нижних полках можно размещать только если вы дублируете выставленный уже ассортимент на хороших полках.
Доля полки – для каждой категории вашего товара доля полки должна быть не меньше доли рынка вашей компании в регионе. Например вы производитель шоколада, у регионе Москва вы занимаете 65% рынка по шоколаду, значит в магазине в Москве на полке вы должны занимать не менее 65% полки с вашим шоколадом.
Дополнительные места продаж – в дополнительные места продаж дублируйте высокомаржинальные и высокооборачиваемые SKU.
Правило золотого треугольника: Вход – Хлеб – Касса. Хлеб в самом удаленном углу магазина, чтобы покупатели прошли посмотрели по пути от входа в магазин к хлебу и на обратном пути от хлеба к кассе как можно больше товаров.
Фейсинг
Ценник лицом к покупателю, ценник на каждом фейсинге обязательно.
Рекламные материалы актуальные и свежие.
Чистота и порядок – упаковка чистая, без повреждений, укладывается ровно.
Цена – стоит рекомендованная цена, если цена стоит другая, то подойти к администратору магазина и сказать, чтобы поменял цену на рекомендованную.
Ассортимент – все позиции, которые есть на складе должны быть представлены в зале.
Торговый запас – достаточно товаров в магазине, чтобы не было Out-Of-Stock (OOS, отсутствие в запасе).
FIFO – правило первый пришел, первый ушел, другими словами самый свежий товар в глубине полки.
Заполнение полки – полочный запас товара должен быть выставлен на всю глубину полки.
- 1. Ценники
- 2. Чистота и порядок
- 3. Лицом к покупателю
- 4. Рекламные материалы
Мерчендайзинг - принцип №3: Оформление
POSM – рекламные материалы, которые позволяют выделить категорию или продукт на полке и обеспечить дополнительное внимание потребителей к месту продаж и продукту.
Рекламные материалы должны соответствовать категории и продукту, размещаются в месте продаж или на пути следования к немуРекламные материалы должны соответствовать рекламным акциям, проводимым именно сейчас, должны быть аккуратными, чистыми, свежими, при этом не нужно перегружать торговую точку рекламными материалами.
- 1. Выберите полку (золотая полка), блок вашей продукции должен быть первым по ходу движения покупателя
- 2. Определите долю полки согласно объему продаж вашего бренда в вашем регионе, выставьте не менее двух фейсингов для каждого SKU, а по приоритемным позициям и категориям (много продаж) выставьте не менее четырех фейсингов каждого SKU
- 3. Сформируйте корпоративный блок в категории
- - группировка продукции по категориям
- - группировка внутри категории: бренд-вкус-вес
- - группировка от дешевого к дорогому SKU
- - эконом сегмент в каждой категории в нижнем левом углу корпоративного блока
- 4. Проверка выкладки
- Границы бренд-блоков ровные и четкие
- SKU размещены лицевой частью к покупателю
- Есть ценники, они актуальны
- Дублируем приоритетные SKU
- Для, например, шоколада, дублируем выкладку в прикассовой зоне
- С нашего торгового оборудования убираем товары конкурентов
- Старые рекламные материалы убираем, выставляем новые POSM
Мерчендайзинг - алгоритм работы торгового представителя по выкладке товара